Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Валентин Распутин
Валентин Распутин
Разработка к уроку по теме "Валентин Распутин"
Работа учителя литературы прекрасна и сложна, так как он несет ответственность за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, тем более сейчас.
Словесник должен достучаться до сердца каждого ученика, приобщить его к миру настоящих нравственных ценностей. Урок сегодня-это единственное место, где дети в коллективе сверстников размышляют о жизни и смерти, о добре и зле, о достоинстве и чести, о патриотизме.
Изучение произведений писателей Восточной Сибири является основой воспитания духовно развитой личности, формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе родного края.
Произведения В.Г.Распутина воспитывают в учащихся чувство сострадания и сопереживания, внимательное и трепетное отношение ко всему живому, помогают понять и услышать голос природы, голос родного края.
Анализируя произведения В.Г.Распутина, учащиеся осознают настоящие ценности жизни и отношение человека к ним, видят и чувствуют настоящую красоту мира и природы.
Если учащиеся задумаются на уроке о своем отношении к природе, хотят видеть ее красоту и помочь ей, сохранить ее, значит, учитель достучался до душ детей.
Технологическая карта урока
Тема урока: « Рассказы В.Г.Распутина о родной природе».
Цели урока:
привить учащимся любовь к родной природе на примере рассказов В.Г.Распутина;
показать трепетное отношение ко всему живому на примере главного героя рассказа;
научить учащихся анализировать художественное произведение через обобщение и сравнение;
развить в детях чувство прекрасного как основу нравственного развития.
Эпиграф урока:
У природы есть своя культура.
Хаос вовсе не естественное состояние природы.
Д.С.Лихачев
Оборудование: Портрет В.Г.Распутина, презентация к уроку, выставка рисунков, иллюстрации о природе Сибири и Байкала, выставка книг писателя В.Г.Распутина, чистые листы, карандаши, запись песни Л. Лещенко «Притяжение земли».
Учащиеся разделены на 4 группы, на столах лежат тексты рассказов, портрет писателя В.Г. Распутина, текст песни «Притяжение земли».
1 группа-Рассказ «День рождения», «На теплоходе». 2 группа «За рекой», «В лодке», «Ночная гроза». 3 группа- «Лед идет!», «336 и одна».
Ход урока:
- 1 -5 слайды. Сообщение темы, цели урока, эпиграфа урока. Слово учителя о писателе Валентине Григорьевиче Распутине и о произведении «На реке Ангаре». ( В.Распутин посвятил свой очерк «Вниз и вверх по течению» своим землякам-сибирякам и своей первой поездке в родные места после затопления. В душе писателя осталась боль за то, что родное село Аталанка, где родился писатель в 1937 году, было затоплено, и на его месте сейчас плещутся волны Братского водохранилища. Герой очерка Виктор вспоминает себя мальчиком и реку Ангару такой, какой она осталась в его душе и памяти).
- Ребята, как вы понимаете смысл эпиграфа урока? Учащиеся отвечают, дополняя друг друга (В природе есть своя культуру, потому что в ней все живет по своим законам, и человек, вмешиваясь в ее законы, нарушает правильный ход жизни природы, чаще всего разрушает ее).
- Подумаем над содержанием. Ребята, какие чувства вы испытывали, во время чтения рассказов? ( Учащиеся по очереди каждая группа называют чувства и переживания ( радость, волнение, восхищение, страх, удивление, любовь).
- Какие рассказы вам запали в душу? Почему? ( Дети обсуждают и высказывают свое мнение о прочитанном в каждой группе. Один ученик из каждой группы пересказывает отрывок из каждого рассказа).
- Конкурс художников для читателей рассказа. Попробуйте с помощью карандашей и бумаги показать краски этих рассказов. Какие вы выберете цвета?
- Как вы думаете, почему автор завершает свое повествование словами «Он был еще мальчик и других опасностей для реки не знал»? (каждая группа работает над вопросом, записывая ответ) ( Мальчик, думал, что его река самая замечательная, и она никогда не умрет. Мальчику не дано было знать, что человек может вмешаться в жизнь природы и погубить ее и все вокруг ради своего благополучия.)
- Когда мы читаем рассказы, мы постоянно чувствуем присутствие взрослого человека, когда-то бывшего мальчиком. Найдите в текстах рассказов детали, которые указывают на личный опыт автора (Вечером его с трудом увели домой. Летом мы всей семьей уплывали за реку. Шел новый день. и т. д.)
- Звучание музыки в рассказах. Какие звуки вы слышите, читая или слушая эти рассказы? (Ребята записывают варианты для каждого рассказа и читают вслух по очереди. Нежная, грозная, громкая и т.д.)
- Будь внимателен к слову. Каждая группа выписывает из текстов средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры (ошалевшая рыбина, река не может умереть, гуляла майская ночь, звезды не проклюнулись, вспучившийся лед и т.д.)
- Самое главное в рассказе Какова основная идея рассказов В.Г.Распутина? ( Распутин хотел показать, как прекрасна родная природа, родная земля, как она красива, чиста. Она дает человеку все, что может и помогает ему в решении житейских проблем. Только беречь ее нужно, относиться к ней трепетно, как герой произведения).
- Викторина-презентация по рассказам В.Распутина. (6-17 слайды).
- Рефлексия: Ребята, о чем вы впервые задумались на этом уроке? Какие сделали выводы? Напишите каждый свой ответ. В какими чувствами вы сегодня уходите с урока?
- Давайте споем. В итоге нашей встречи давайте все вместе послушаем и споем известную песню « Притяжение земли» в исполнении Льва Лещенко.
- Вопрос ко всем « Как эта песня перекликается с темой нашего урока?
( Родная земля - это Родина человека, без которой ему не быть счастливым).
Сообщение оценок учащимся.
Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему « Почему рассказы В.Распутина будут нужны человеку всегда?»
|
Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|