Среда, 24.04.2024, 07:33
Приветствую Вас Гость | RSS

учитель русского языка и литературы Карпова Елена Валерьевна

Открытые уроки
Литература
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 6
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Валентин Распутин

    Валентин Распутин

    Разработка к уроку по теме "Валентин Распутин"

    Работа учителя литературы прекрасна и сложна, так как он несет ответственность за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, тем более сейчас.

     Словесник должен достучаться до сердца каждого ученика, приобщить его к миру настоящих нравственных ценностей. Урок сегодня-это единственное место, где дети в коллективе сверстников размышляют о жизни и смерти, о добре и зле, о достоинстве и чести, о патриотизме.

         Изучение произведений писателей Восточной Сибири является основой воспитания духовно развитой личности, формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе  родного края.

      Произведения В.Г.Распутина воспитывают в учащихся чувство  сострадания и сопереживания, внимательное и трепетное отношение  ко всему живому, помогают понять и услышать голос природы, голос родного края.

    Анализируя произведения В.Г.Распутина, учащиеся осознают настоящие ценности жизни  и отношение человека к ним, видят и чувствуют настоящую красоту мира и природы.

    Если учащиеся задумаются на уроке о своем отношении к природе, хотят видеть ее красоту и помочь ей, сохранить ее, значит, учитель достучался до душ  детей.

    Технологическая карта урока

    Тема урока: « Рассказы В.Г.Распутина о родной природе».

    Цели урока: 

    привить учащимся любовь к родной природе на примере рассказов В.Г.Распутина;

    показать трепетное отношение ко всему живому  на примере главного героя рассказа;

    научить учащихся  анализировать художественное произведение    через обобщение и сравнение;

    развить в детях чувство прекрасного как основу нравственного развития.

     

    Эпиграф урока:

    У природы есть своя культура.

    Хаос  вовсе не естественное состояние природы.

    Д.С.Лихачев

     

    Оборудование: Портрет В.Г.Распутина, презентация к уроку, выставка рисунков, иллюстрации о природе Сибири и Байкала, выставка книг писателя В.Г.Распутина, чистые листы, карандаши, запись песни   Л. Лещенко  «Притяжение земли».

    Учащиеся разделены на 4 группы, на столах  лежат тексты рассказов, портрет писателя В.Г. Распутина, текст песни «Притяжение земли».

    1 группа-Рассказ «День рождения»,  «На теплоходе». 2 группа «За рекой», «В лодке», «Ночная гроза».  3 группа- «Лед идет!», «336 и одна».

     

    Ход урока:

    1. 1 -5 слайды. Сообщение темы,  цели урока, эпиграфа урока. Слово учителя о писателе Валентине Григорьевиче Распутине  и о произведении «На реке Ангаре». ( В.Распутин посвятил свой очерк «Вниз  и вверх по течению» своим землякам-сибирякам и  своей первой поездке в родные места после затопления. В душе писателя осталась боль за то, что родное село Аталанка, где  родился писатель в 1937 году, было затоплено, и на его месте  сейчас плещутся волны Братского водохранилища. Герой очерка Виктор вспоминает себя мальчиком и реку Ангару такой, какой она осталась в его душе и памяти).
    2. Ребята, как вы понимаете смысл эпиграфа урока?  Учащиеся отвечают, дополняя друг друга (В природе есть своя культуру, потому что в ней все живет по своим законам, и человек, вмешиваясь в ее законы, нарушает правильный ход жизни природы, чаще всего разрушает ее).
    3. Подумаем над содержанием. Ребята,  какие чувства вы испытывали, во время чтения рассказов? ( Учащиеся по очереди каждая группа называют чувства и переживания ( радость, волнение, восхищение, страх, удивление, любовь).
    4. Какие рассказы вам запали в душу? Почему? ( Дети обсуждают и высказывают свое мнение о прочитанном   в каждой группе.  Один ученик из каждой группы пересказывает отрывок из каждого рассказа).
    5. Конкурс художников для читателей рассказа. Попробуйте с помощью карандашей   и бумаги  показать краски  этих рассказов. Какие вы выберете цвета?
    6. Как вы думаете, почему автор завершает свое повествование словами «Он был еще мальчик и других опасностей для реки не знал»?  (каждая группа работает над вопросом, записывая ответ) ( Мальчик, думал, что его река самая замечательная, и она  никогда не умрет. Мальчику не дано было знать, что человек может вмешаться в жизнь природы и  погубить ее и все вокруг ради своего благополучия.)
    7. Когда мы читаем рассказы, мы постоянно чувствуем присутствие взрослого человека, когда-то бывшего мальчиком. Найдите в текстах рассказов детали, которые указывают на  личный опыт автора (Вечером его с трудом увели домой. Летом мы всей семьей уплывали за реку. Шел новый день. и т. д.)
    8. Звучание музыки в рассказах. Какие звуки вы слышите, читая  или слушая эти рассказы? (Ребята записывают варианты для каждого рассказа и читают вслух по очереди. Нежная, грозная, громкая и т.д.)
    9. Будь внимателен к слову. Каждая группа выписывает из текстов средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры (ошалевшая рыбина, река не может умереть, гуляла майская ночь, звезды не проклюнулись, вспучившийся лед и т.д.)
    10.  Самое главное в рассказе  Какова основная идея рассказов В.Г.Распутина? ( Распутин хотел показать, как прекрасна родная природа, родная земля, как она красива, чиста. Она дает человеку все, что может и помогает ему  в решении житейских проблем. Только беречь ее нужно, относиться к ней трепетно, как герой произведения).
    11. Викторина-презентация  по рассказам В.Распутина. (6-17 слайды).
    12. Рефлексия: Ребята,  о чем  вы впервые  задумались  на этом уроке? Какие сделали выводы? Напишите каждый свой ответ. В какими чувствами вы сегодня уходите  с урока?
    13. Давайте споем. В итоге нашей встречи давайте все вместе послушаем и споем известную песню « Притяжение земли» в исполнении Льва Лещенко.
    14. Вопрос ко всем « Как эта песня  перекликается с темой нашего урока?

    ( Родная земля  - это Родина человека, без которой ему  не быть счастливым).

    Сообщение оценок  учащимся.

    Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему « Почему рассказы В.Распутина   будут нужны человеку всегда?»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вход на сайт
    Полезные ссылки
    "Шаг в будущее"
    Поиск
    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930